Lena Lebedeva-Hooft (lenaswan) wrote,
Lena Lebedeva-Hooft
lenaswan

2564. Нидерланды - Ваддензее. Охрана природы. Часть 1. На воде.

На 26 февраля нам с Яном, но также и нашим двум гостям с Леннаучфильма, приехавшим с нашей микро-помощью снимать фильм о наших общих перелётных птицах и отношениях к природе... - в общем повезло. Капитан природоохранного, одного из четырёх государственных природоохранных судов, корабля под названием Harder - пригласил по нашей просьбе не только нас, но и наших гостей. Гости надеюсь уже потом поняли специальность момента - а мы согласились немедленно.

Это один из главных объектов - обыкновенный тюлень Phoca vitulina - часть задач капитана и помощника - вести их учёт на песчаных отмелях и, при случае (7-9 в год, спрашивала) - подбирать требующих помощи зверят. Снято ессно на +500 издалека, так что простите дрожь в руках и с борта.


А это собственно природоохранный катер по имени Harder:


Ну а теперь зашедшим под кат - начало истории. Оно с 1975 года - Ян Яап тогда был молодым функционером (вполне директором в провинции Гронинген) их министерства тогда сельского хозяйства, природопользования и рыболовства Нидерландов. И Ян многие годы прессовал - что если мы государевы люди хотим охранять природу на этом ценнейшем природном рубеже (Ваддензее сейчас - объект Всемирного природного и культурного наследия, но это тоже заняло годы) - то нам нужны ресурсы. В том числе мобильные. Поэтому и первое имя одному из тогда трёх природоохранных судов, придуманное тоже при участии Ян Яапа - это Harder. С одной стороны - это название рыбы. По-голландски кефаль. Шаланды полные, да-да, - рыба эта тут тоже есть и даже бывает на рынке. Второе значение слова - опять немного в прошлое цитатой - но "быстрее, выше, сильнее". Примерно так выражается и другой смысл слова harder, очень похоже в этом с английским. В общем имя придумывал именно Ян Яап, первый Harder конечно был другим, но и Клаас - сейчас Капитан - тогда был помощником другого отменного Капитана John de Boer  (пару лет назад навещали душевного пенсионера, поселившегося в Пикардии). В общем  конец предыстории, судно второе с момента названия по делу - и стоит, кстати, более лимона евро.

Таких природоохранных судов (катеров) в голландском Ваддензее сейчас четыре - Stormvogel, Phoca, Krukel и Harder. Море Ваддензее также - совместно охраняемая территория с Германией и Данией - но там природных катеров нет, там увы просто расчитывают на сознательность публики + на полицию в случае несознательности. Но нам нравится система в Нидерландах!

Экскурсия на борту (с моим фотоаппаратом).

Раннее утро. 8.30 как назначено. Все приборы выключены. Мы только вошли.

Мимо этого смешного и не пройдёшь - но и курящих среди нас теперь совсем нет. Наклейка с недавнего времени, когда в том числе с участием Harder отмечали в стране 100-летие государственной лесной службы. 100-летие "природы для всех и каждого".


Капитан (Клаас) говорит по связи о выходе из гавани. Справа Ян Яап, хотя это и не важно. Обратите внимание на панельки, позже расскажу.


Ага, тут сочетание. На мониторе - карта нашего местоположения + я простейшим редактором отрисовала красным наш маршрут. Как полезно было знать уже тогда, глядя на монитор бортового компутера, - что у каждого судна в мире (помню по Arctic Sea истории)  уникальный и позывной и номерок-бирка на экране. Мы зелененькие.



И ещё - там куда мы заходили - между двух островов (слева - Rottumerplaat и справа Rottumeroog) - как раз по-настоящему заповедные закрытые воды. То есть никто кроме этого судна зайти не может. И на острова никому кроме разрешенных наблюдателей - ходу нет в течение всего года.

Ладно, тут всё-таки положу этот никакой кадр. На двух островах гнездятся колпицы. Колониями. На западном (Rottumerplaat) - прямо на острове, а вот на восточном - чуть южнее, на маленьком песчаном островке. Но привычно - что они прилетают позже. Поэтому увиденная в бинокли ( и сфотографированная шоб токо посчитать) стая колпиц - это радостное весеннее.


Хор, нате вам рядом ещё одно тюленье на песке. Уже упоминала - учёт тюленей - одна из задач команды катера из двух человек.


И другие милейшие животные рядом с тюленями были гаги (самцы-гагуны). Но всё равно тоже далеко.


Учёту да и вообще - очень помогает хорошая навигация. Бортовая, да-да.


Ну а это мы почти перед высадкой на остров. Клаас нахатием кнопки спускает более дорогущий аналог Зодиака с помнится 80-сильным Johnson'ом. Кто-то из приморских российских природных нервно задвигает скулами... Ага, я такого в России в природоохране не знаю.



А пока капитан лазил вывесить знак "мы на якоре" - сняла знак "мы государевы королевские".


Начиная с высадки тут - будет другой рассказ, второй серией.


А теперь уже вернемся на борт. Забирали нас уже в странное сочетание полводы (приходящей) и дурной ветреной погоды - пришлось пройти километра три по кромке воды до лучшего места взятия на борт резинки. Капитан в капюшоне гидрокостюма выглядит несколько зловеще. На нас при этом обязательные спасжилеты.


Кстати. Или некстати. Мы давно знаем и любим капитана (про историю любви Яна к природным судам рассказала выше). И года 4 назад - последний раз ходили с Клаасом в Доллард, а до того, летом лет 5 назад - на другой закрытый остров Роттумерплат. А потом - потом сначала у Клааса обнаружили рак горла. Боролся больше года - и очень заметно поборол. Потом мы уже собрались было вместе сходить куда-то - но были непогоды и не срослось. Когда Клаас сам позвонил в прошлом году - мы были в самой-самой горячей стадии переезда. В общем повезло и нам и ещё раз и Леннаучфильмовым сейчас - совпадением возможностей.

О, мило - оператор Сергей объясняет Клаасу чудеса наворачивания Таира через сделанный-специально-наворот - на очень модерновую видеокамеру. Правда Клаас и сам - очень крутой никонист-природный-фотограф.

Ну а после возврашения с острова на борт - я всё-таки прогулялась по палубам с фотоаппаратом. Заметки минимальны.

Не курить - на настоящем гронингенском языке (Клаас, в отличие от меня и Яна, на нём говорит!).


Сигнальное бедственное тьфу-тьфу-тьфу шоб не надобно.


Мокро-костюмы... Сухие очень толковые специально корабельные гидрики. Коврик в виде флага провинции Гронинген тоже доставляет.


Просто полочка команды в каюте - на папках - "Мониторинг", "Флора-Фауна", "Ходящие через море" (это о людях, тут нужна отдельная история)...


Кухня. Чисто и сурьёзно.


Одна из спален (не капитанская) - на стене фото первого природоохранного судна с таким же именем.


А вот это кажется капитанское спальное место.


Кают-компания - со всяко теликом и стерео- и компом-принтером...


Изобилие "гостевых" сапог и сапожков.


Гм, а это вам будет интересно - на всём судне регулируется отопление.


Теперь самая приятнейшая часть: управление. Два винта. Две панели.


Руль конечно крутить не надо. Есть крутая карта и есть подкрутка автопилота.


Это уже я выкручивала - докручивала (пимпочку почти автопилота) - перед входом в гавань Eemshaven. Красное и зеленое - створы гавани.



На радаре желтые точечки - это вовсе даже не изобилие судов в гавани Eemshaven, а мельницы крупнейшего наземного ветропарка.



Нильс, помощник капитана сейчас за рулём - сообщает гавани "мы входим". Зацените также дворники (индивидуально управляемые) на каждом окне каюты.


И мы вернулись к причалу и встали - четвёртыми на пирсе. Перед нами - Asterias - тоже государев борт, принадлежит Министерству водного транспорта. Потом ещё природное - Milieboot - явно меряет загрязнения. И потом GeoPlus - ну тут ясно все задачи gps-овые.



Задачи же "нашего" природоохранного, а точнее его команды - учёт животных + обеспечение (охрана, снабжение в сезон, помощь в работах) двух заповедных островов + патрулирование заповедной морской зоны + по требованию бесплатная помощь сторонней (местной институтской и иной) науке. И охрана - наблюдение за всем в их "морских владениях" природным.

Замечательные очень знающие и очень просто природно-классные люди!

Про высадку на заповедный остров будет завтра в серии 2.
Tags: Животные * Animals, Моря и вода вообще * Seas and water, Нидерланды * The Netherlands, Полезное для ООПТ * Useful for PAs, Природа вообще * Nature General, Фото мои * Photos My Own, Это то что я люблю * That's what I love
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments