Lena Lebedeva-Hooft (lenaswan) wrote,
Lena Lebedeva-Hooft
lenaswan

2564. Нидерланды - Ваддензее. Охрана природы. Часть 1. На воде.

На 26 февраля нам с Яном, но также и нашим двум гостям с Леннаучфильма, приехавшим с нашей микро-помощью снимать фильм о наших общих перелётных птицах и отношениях к природе... - в общем повезло. Капитан природоохранного, одного из четырёх государственных природоохранных судов, корабля под названием Harder - пригласил по нашей просьбе не только нас, но и наших гостей. Гости надеюсь уже потом поняли специальность момента - а мы согласились немедленно.

Это один из главных объектов - обыкновенный тюлень Phoca vitulina - часть задач капитана и помощника - вести их учёт на песчаных отмелях и, при случае (7-9 в год, спрашивала) - подбирать требующих помощи зверят. Снято ессно на +500 издалека, так что простите дрожь в руках и с борта.


А это собственно природоохранный катер по имени Harder:


Ну а теперь зашедшим под кат - начало истории. Оно с 1975 года - Ян Яап тогда был молодым функционером (вполне директором в провинции Гронинген) их министерства тогда сельского хозяйства, природопользования и рыболовства Нидерландов. И Ян многие годы прессовал - что если мы государевы люди хотим охранять природу на этом ценнейшем природном рубеже (Ваддензее сейчас - объект Всемирного природного и культурного наследия, но это тоже заняло годы) - то нам нужны ресурсы. В том числе мобильные. Поэтому и первое имя одному из тогда трёх природоохранных судов, придуманное тоже при участии Ян Яапа - это Harder. С одной стороны - это название рыбы. По-голландски кефаль. Шаланды полные, да-да, - рыба эта тут тоже есть и даже бывает на рынке. Второе значение слова - опять немного в прошлое цитатой - но "быстрее, выше, сильнее". Примерно так выражается и другой смысл слова harder, очень похоже в этом с английским. В общем имя придумывал именно Ян Яап, первый Harder конечно был другим, но и Клаас - сейчас Капитан - тогда был помощником другого отменного Капитана John de Boer  (пару лет назад навещали душевного пенсионера, поселившегося в Пикардии). В общем  конец предыстории, судно второе с момента названия по делу - и стоит, кстати, более лимона евро.

Таких природоохранных судов (катеров) в голландском Ваддензее сейчас четыре - Stormvogel, Phoca, Krukel и Harder. Море Ваддензее также - совместно охраняемая территория с Германией и Данией - но там природных катеров нет, там увы просто расчитывают на сознательность публики + на полицию в случае несознательности. Но нам нравится система в Нидерландах!

Экскурсия на борту (с моим фотоаппаратом).

Раннее утро. 8.30 как назначено. Все приборы выключены. Мы только вошли.

Мимо этого смешного и не пройдёшь - но и курящих среди нас теперь совсем нет. Наклейка с недавнего времени, когда в том числе с участием Harder отмечали в стране 100-летие государственной лесной службы. 100-летие "природы для всех и каждого".


Капитан (Клаас) говорит по связи о выходе из гавани. Справа Ян Яап, хотя это и не важно. Обратите внимание на панельки, позже расскажу.


Ага, тут сочетание. На мониторе - карта нашего местоположения + я простейшим редактором отрисовала красным наш маршрут. Как полезно было знать уже тогда, глядя на монитор бортового компутера, - что у каждого судна в мире (помню по Arctic Sea истории)  уникальный и позывной и номерок-бирка на экране. Мы зелененькие.



И ещё - там куда мы заходили - между двух островов (слева - Rottumerplaat и справа Rottumeroog) - как раз по-настоящему заповедные закрытые воды. То есть никто кроме этого судна зайти не может. И на острова никому кроме разрешенных наблюдателей - ходу нет в течение всего года.

Ладно, тут всё-таки положу этот никакой кадр. На двух островах гнездятся колпицы. Колониями. На западном (Rottumerplaat) - прямо на острове, а вот на восточном - чуть южнее, на маленьком песчаном островке. Но привычно - что они прилетают позже. Поэтому увиденная в бинокли ( и сфотографированная шоб токо посчитать) стая колпиц - это радостное весеннее.


Хор, нате вам рядом ещё одно тюленье на песке. Уже упоминала - учёт тюленей - одна из задач команды катера из двух человек.


И другие милейшие животные рядом с тюленями были гаги (самцы-гагуны). Но всё равно тоже далеко.


Учёту да и вообще - очень помогает хорошая навигация. Бортовая, да-да.


Ну а это мы почти перед высадкой на остров. Клаас нахатием кнопки спускает более дорогущий аналог Зодиака с помнится 80-сильным Johnson'ом. Кто-то из приморских российских природных нервно задвигает скулами... Ага, я такого в России в природоохране не знаю.



А пока капитан лазил вывесить знак "мы на якоре" - сняла знак "мы государевы королевские".


Начиная с высадки тут - будет другой рассказ, второй серией.


А теперь уже вернемся на борт. Забирали нас уже в странное сочетание полводы (приходящей) и дурной ветреной погоды - пришлось пройти километра три по кромке воды до лучшего места взятия на борт резинки. Капитан в капюшоне гидрокостюма выглядит несколько зловеще. На нас при этом обязательные спасжилеты.


Кстати. Или некстати. Мы давно знаем и любим капитана (про историю любви Яна к природным судам рассказала выше). И года 4 назад - последний раз ходили с Клаасом в Доллард, а до того, летом лет 5 назад - на другой закрытый остров Роттумерплат. А потом - потом сначала у Клааса обнаружили рак горла. Боролся больше года - и очень заметно поборол. Потом мы уже собрались было вместе сходить куда-то - но были непогоды и не срослось. Когда Клаас сам позвонил в прошлом году - мы были в самой-самой горячей стадии переезда. В общем повезло и нам и ещё раз и Леннаучфильмовым сейчас - совпадением возможностей.

О, мило - оператор Сергей объясняет Клаасу чудеса наворачивания Таира через сделанный-специально-наворот - на очень модерновую видеокамеру. Правда Клаас и сам - очень крутой никонист-природный-фотограф.

Ну а после возврашения с острова на борт - я всё-таки прогулялась по палубам с фотоаппаратом. Заметки минимальны.

Не курить - на настоящем гронингенском языке (Клаас, в отличие от меня и Яна, на нём говорит!).


Сигнальное бедственное тьфу-тьфу-тьфу шоб не надобно.


Мокро-костюмы... Сухие очень толковые специально корабельные гидрики. Коврик в виде флага провинции Гронинген тоже доставляет.


Просто полочка команды в каюте - на папках - "Мониторинг", "Флора-Фауна", "Ходящие через море" (это о людях, тут нужна отдельная история)...


Кухня. Чисто и сурьёзно.


Одна из спален (не капитанская) - на стене фото первого природоохранного судна с таким же именем.


А вот это кажется капитанское спальное место.


Кают-компания - со всяко теликом и стерео- и компом-принтером...


Изобилие "гостевых" сапог и сапожков.


Гм, а это вам будет интересно - на всём судне регулируется отопление.


Теперь самая приятнейшая часть: управление. Два винта. Две панели.


Руль конечно крутить не надо. Есть крутая карта и есть подкрутка автопилота.


Это уже я выкручивала - докручивала (пимпочку почти автопилота) - перед входом в гавань Eemshaven. Красное и зеленое - створы гавани.



На радаре желтые точечки - это вовсе даже не изобилие судов в гавани Eemshaven, а мельницы крупнейшего наземного ветропарка.



Нильс, помощник капитана сейчас за рулём - сообщает гавани "мы входим". Зацените также дворники (индивидуально управляемые) на каждом окне каюты.


И мы вернулись к причалу и встали - четвёртыми на пирсе. Перед нами - Asterias - тоже государев борт, принадлежит Министерству водного транспорта. Потом ещё природное - Milieboot - явно меряет загрязнения. И потом GeoPlus - ну тут ясно все задачи gps-овые.



Задачи же "нашего" природоохранного, а точнее его команды - учёт животных + обеспечение (охрана, снабжение в сезон, помощь в работах) двух заповедных островов + патрулирование заповедной морской зоны + по требованию бесплатная помощь сторонней (местной институтской и иной) науке. И охрана - наблюдение за всем в их "морских владениях" природным.

Замечательные очень знающие и очень просто природно-классные люди!

Про высадку на заповедный остров будет завтра в серии 2.
Tags: Животные * Animals, Моря и вода вообще * Seas and water, Нидерланды * The Netherlands, Полезное для ООПТ * Useful for PAs, Природа вообще * Nature General, Фото мои * Photos My Own, Это то что я люблю * That's what I love
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments