Lena Lebedeva-Hooft (lenaswan) wrote,
Lena Lebedeva-Hooft
lenaswan

83. Франция 1: немного Лотарингии и Бургундии

Хроники разъездов по Франции.
Серия 1.

Предыстория - от Гронингена до Лотарингии - Меуз - Бургундия - Бон - кемпинги - виноградный рай

Предисловие

Уже через день после прибытия в Гронинген (в субботу 21 июля) было принято – конечно по инициативе Яна – что примерно в среду 25-го мы могли бы стартовать во Францию, где вообще-то с 6 по 12 организованно состоится в семейном домике в Орлиаке встреча друзей. И с 25-го до примерно 3-4-го мы могли бы просто медленно покататься, выбрав либо северные побережья Франции (и потом на юг в Орлиак), либо наоборот южные районы и средиземноморский берег. По трем разным причинам выбрали в итоге второе: (1) на севере дожди, (2) кулики-сороки, которым я могла бы сильно радоваться на северных берегах, всё равно еще кучкуются на Белом море, или по дороге оттуда – где-нибудь в Дании, и (3) уже несколько лет лелеяла мечту походить по бескрайним сочно-ароматным лиловым полям лавандового Прованса. Ян нашел и еще один общий интерес – ни он, ни я пока не были в птичьем рае юга Франции – природном парке Камарг. Так что решили использовать общий шанс и посетить еще и известнейшее водно-болотное угодье. Хотя, как выяснилось, в самый рай – Тур-дю-Валат (Tour du Valat) вряд ли удастся попасть – эта территория строго заповедана и открыта для посещений только дважды в году, но не летом.

В итоге в понедельник посетили один из прилежащих туристских супермаркетов (De Vrijbuiter = что-то типа «Вольные люди»), купили примерно за наши 6 тысяч руб большую палатку, также прикупили путеводитель по Франции – решили что семье важнее чтоб он был на голландском, - сгребли за понедельник-вторник всё имеющееся в доме иное тур. Снаряжение – и двинули в путь. Идея – медленно и с остановками по обоюдно желаемым местам добраться через Прованс до Средиземного моря, посетить Камарг, ну а потом уж не позже 4-го прибыть в Орлиак.

Итак старт. 25 июля для меня оказалось скучнейшим днем. Выехали утром из Гронингена, через Германию (там быстрее – ибо вообще нет лимита скорости на автобанах), потом через Бельгию и Люксембург въехали во Францию. Кажется впервые вдвоём «сделали» пять стран в один день. Скучность же – несмотря на разнообразное мелькание всего милого ландшафтного по дороге – была для меня в том, что муж вроде как работал = рулил на 120-150 км в час (где как можно), я поначалу тупо смотрела в окно... Требовать фото-стопы как-то бестолково и мало где можно, да и по скоростным трассам окрестности скучноваты... В общем к вечеру полностью изучила карту, устно не раз обсудили все планы, и разве что поснимала в «потерянные» полтора часа, когда на евротрассе была авария и весь поток в Бельгии перенаправили через какие-то маленькие деревеньки, где в результате двигались столь медленно (супер для фото!), что вообще были не уверены, доберемся ли даже до Люксембурга. Добрались куда хотели, и вечером часов в 1900 въехали на площадку небольшого кемпинга, о котором уже договорились с Яном по дороге – рядом с городком Мёуз, на одноименной реке, и это Лотарингия.

Мы в кемпинге.

О кемпингах пару слов особо. Голландцы – как выяснилось и не только они – очень любят по кемпингам путешествовать-останавливаться, настолько, что даже произвели на свет путеводитель-справочник по маленьким уютным кемпингам. Тут краткое описание, маленькое фото, ЦУ как проехать, какие есть сервисы, что и сколько стоит, ну и что какого качества. То есть если в книге по голландским стандартам написано «модерн, хорошо» (про туалет и душ) – то можно рассматривать. А если «умеренного качества», то стоит объехать стороной. Но в результате второй уже вечер (а пишу за 25-е уже 26-го) в нашем втором уже маленьком кемпинге «Het stikt van de Nederlanders» - то бишь полно одних голландцев. Книжка-то хорошая одна!

Ну и конечно стоит заметить, что и голландцы одни из самых бережливых в Европе наций, и также что в Европе практически нигде кроме кемпинга ни палатку не поставить, ни костерок на воле для ночевки не развести. Впрочем и на территории кемпинга (а это чаще старое поле, или сад, или какой-то неиспользуемый кусок фермерской земли + обязательные вода, душ, туалет, электричество далее ++) тоже для всего есть свои места и везде свои правила. Важно, что палатку просто на берегу могут легко так вечерком сдвинуть местные полисмены, и еще за халявную палатку на беспризорном месте оштрафуют. Так что кемпинги тут рулят. Может пригодится кому про цены? Дважды пока заценили: за постой – по 2 евро с носа, за душ утром по 1 евру с каждого носа (и в целом еврик за душ), 2 евра берут за палатку независимо от её размера (кайф что у нас большая) и 2 евра за машину. В общем 8 евров за постой в своей собственной палатке одну ночь в кемпинге. Может и на юге Сибири (в Горном Алтае, в Туве?) пора ввести некий запрет на дикую установку палаток – и кстати дикие сортиры и иногда диких стрейнджеров вокруг, - и дать людям заработать сначала на обустройстве кемпингов, а потом и на приёме там более организованных туристов. Впрочем, наверное всё это уже родилось, только пока и мне трудно представить, что мою палатку где-нибудь на Торе-холе сдвигает какой-то местный полицейский (и ссылается при этом на ещё какой-то закон)...

Вечер 25-го был мил. Ужин в деревне в местном ресторанчике (бутербродики с горячим сыром, киш = французский омлет на тесте, утиная грудка в соусе из местного лотарингского вина, фаршированная паштетом и кусочками филе утиная шейка... - это не я одна, это мы вдвоем, только намеренно разное и намеренно местное). Ну и конечно по бутылочке лотарингского местного красного на нос за вечер... В кемпинге на удивление тихо, хотя семей 15 живет на садовой поляне, в ночи орали павлины из прилежащей деревне, шуршало нечто вроде сонь в алыче-мирабели и грецких орехах в саду, кричало еще нечто, похожее (пока) на домового сыча. В 2300 темно, устали, двинули спать.

26 июля. Удивительно раннее утро – по разным причинам. Я просто стремилась в 7 утра в душ, Ян решил что позже будет толпа и не хватит горячей воды, и потому тоже пересилил себя... В общем в 8 утра были готовы, уже даже позавтракав, и скромными провинциальными дорогами двинулись к следующей точке на нашей карте – многообещающему городку Бон в Бургундии... Посетили ближайший к кемпингу замок на горе (частная собственность, некая богатая американка дала денег, чтобы его восстановили – но увы сам замок был закрыт), потом узрели на другой горе какой-то амфитеатровый монумент – оказалось, что это памятник очень солидный американским солдатам, погибшим на полях Лотарингии аж в 1-ю Мировую Войну! И содержит его до сих пор США. Был оттуда потрясающий вид на все 4 стороны Лотарингии

– поля с коровами, пашня с рулонами организованными соломы от свежескошенного чего-то еще, горушки с лесом и сады всё больше мирабели. То бишь алычи, но мирабель как-то милее и сильно по-французски звучит, а вкус (спелые и классные) один и тот же всё ж... Потом был очередной евро-автобан, слушая радио прознали о каком-то ЧП и 3-километровой пробке на главной дороге, и – как оказалось к огромной моей фото-радости – сдвинули на провинциальную параллельную дорогу в том же направлении к городку Бон. Теперь мы немного умнее – сначала приехали в кемпинг, забили место (в 1600 мы почти первые), поставили палатку =  обустроили будущий ночлег, кинули не сильно дорогие вещи, - и потом вернулись смотреть тот самый город Бон (Beaune). Главная тут достопримечательность – лечебница-приют для больных здоровьем и душой, сохранившаяся во всем своём странном для того времени – 14 век помнится - помпезном величии нового тогда дела благотворительности...

В весьма обустроенном и немалом размерами «зале для бедных» (а были и иные, их тоже показывают) Ян Яап сурово так подумал про «как же тут тогда пахло...».

Но крайне интересно, что это активно существовало, патронируемое романской католической церковью, в течение целых пяти веков. И платили за это всё просто небедные люди – меценаты-благотворители. Вот и зал для богатых больных...

Кстати, в музее в ответ на «Je suis Russe» мне дали буклетик именно на русском, решили, что его интересно будет прочесть потом маме, там как раз вся история госпиталя-хосписа расписана в деталях. Грубо поразили их клистиры – одной конструкции для внешних воздействий, и другой – для почти мазохистской само-помощи. Но и коммерциализованность тех времен тоже удивила: делали свое вино, свой хлеб, собирали иконы и картины, производили лекарства и т.п. Вот кстати из коллекции - скромный такой ван дер Вейден 14 века...

И из Лотарингии ведь плавно переместились в знаменитую на весь мир Бургундию! По дороге тут и там сильно качественные виноградники, замки, таблички-этикетки на виноградовых полях, изобильные призывы посетить те или иные погреба...

Конечно исходно вина в бочках и бутылках хранили реально в пещерах в горе (поэтому зовут везде в ­Caves), но оказалось что и погреб под домом большого размера – оба – носит то же имя на французском. Спасибо Яну за визит в один из погребов, и спасибо даме-хозяйке – она разрешила поснимать и видео тоже.

И в погребе, и сам процесс дегустации ей предлагаемого со всеми объяснениями. Выбрали из трех предложений одно, но не дешевое (как и все вина тут впрочем). Держим теперь на один из лучших дней бутылочку бургундского Pommard за аж 14 евров... Кстати, милая дама-хозяйка, одновременно с виноградарством и виноделием художница (Vins Fins de Borgogne, Domaine Henri Montagny, Proprietaire-Vigneron, F211190 Volnay, Rue St Etienne and Albert.Cornu@wanadoo.fr) сообщила, что она винодельша в третьем поколении, и что для семьи по финансам достаточно виноградников на 3 гектарах, а у неё 6,5 га...

Еще все время радуют их уютные мелочи - цветы на окнах, разные штучки у домов, изобилие творчески придуманных древнего стиля табличек и вывесок, разрисованные под витрины стены и т.п. и т.п. Впрочем, франзузским окнам, цветам и штучкам видимо буду рада посвятить отдельные истории.
А пока так, первое впечатление.

Вечером с купленными курицей-гриль, всем-для-салата и тремя (ага, растём) бутылками местного вина – мило сидим в кемпинге, я пишу хроники, мило поёт над головой зяблик (тапком в него придется кидать утром), ну и рядом еще штук 10 палаток и кемперов и кемпингов опять же голландцев.

Некоторые подходят знакомиться, толкуют мне что негоже в отпуск работать, приходится на голландском и на инглише объяснять, что я хроники для компатриотов пишу. Всё, дальше просто следующее бургундское розовое...

Tags: Дом(а) * House & family, Историческое * Historic, Кулинарное * Cuisine, Поездки * Travel, Полезное для ООПТ * Useful for PAs, Природа вообще * Nature General, Фото мои * Photos My Own, Хорошее душевное * Good for soul