Lena Lebedeva-Hooft (lenaswan) wrote,
Lena Lebedeva-Hooft
lenaswan

Тоджа

Есть в Туве край, куда мне пока попасть не пришлось. Но рассказы о котором за несколько лет сформировали странное сочетание из притяжения, уважения и может быть чуть больше. Можно ли любить то, что не знаешь? То, чем не дышала и не видела и не трогала? То, что впитано через слова друзей, через фото виртуальных знакомых и через строки статей? А не знаю. Но Тоджа пока именно так попала в мою жизнь в мою жизнь. Я в её жизнь пока не попала.



Copyright © 2005-2007 "АЛТАЙ OFF ROAD"
Фото: http://www.altai-offroad.ru/images/gallery/todga2006/big/002.jpg.html

Первым, от кого о Тодже услышала, был, как сейчас говорят вовсе не тоджинец, а именно тувинец Айбек, глава местной организации коренных народов Севера в Туве. Тогда в 2003-2004 годах обсуждались варианты «притяжения» федеральной поддержки к Кунгуртугу, и именно Айбек рассказывал про оленных людей, что они даже вовсе и не в поселке, а в тайге, да и к посёлку либо притянуты в советские годы, либо вообще с посёлком и сейчас не связаны ничем кроме потребности приезжать иногда за продуктами да сбывать то, что добыли и произвели сами.

Потом, когда уже привели в 2004 году пути в Саяны – по работе частично связанной с охраняемыми природными территориями (ООПТ) – Тоджу обсуждали не раз. Сначала в связи с тем, что этот район с конца 1990-х годов считается наиболее важным для создания федеральной ООПТ, но по неясному совпадению обстоятельств в федеральную программу, действующую и поныне, так и не попал. Не хватило, видимо, в те очень демократические годы настойчивости многих, кто уже тогда болел за Тоджу. В те же годы международное сообщество, вероятно остановила тогда очень разумная и справедливая серия статей, по-русски наверное эквивалентная дерзкому «Прочь из моей тайги» (научный вариант в pdf по ссылке и несколько более популярных вариантов – об охоте и правах на образ жизни, о фактически вымирающем таежном южно-сибирском оленеводстве – к сожалению, в бумажном виде они были ещё, помнится, с фотографиями…). Это только недавно я выяснила, кто такой автор статьи Брайан Донахью, и почему у него вдвойне особая любовь и преданность Туве и людям Тувы. А почему статьи остановили международное сообщество – да видимо потому, что сначала нам предлагают всегда со своими разногласиями постараться разобраться самим, внутри региона, внутри страны, - а уж потом помогают. И ещё если этого настойчиво просят и действительно убеждают, что помощь нужна.

Увы, за три года работы меня не хватило самой добраться до Тоджи и разобраться самой же. Хоть это и не было прямой рабочей задачей, - но всё же. Что бы ни говорили коллеги про «надо доверять местному мнению» - убеждалась не раз, что иногда собственный взгляд и мнение и то, что слышишь и видишь сама – убеждают в разы больше. И хотя вновь о Тодже мы решительно заговорили в последние пару месяцев моей работы в WWF, в мае-июне этого года, но опять не очень понятно, чем эта свежая решимость закончится. Потому что вокруг Тоджи сейчас – клубок интересов разных людей, разных стоящих за ними компаний и даже, судя по открытой информации, - разных стран. Только если раньше Китай интересовали кабарожья струя и медвежья желчь, за которыми посредники приходили в Тоджу (пример - статья Брайана по второй ссылке выше), то теперь еще прежнее Правительство Тувы оставило новому странное наследство в виде свежее-оформленной лицензии на разработку месторождения полиметаллических руд, оперативно стендеренной китайской компании «Лунсин» за месяц до смены Правительства в Республике. Мы уж не будем упоминать, что на аукционе две китайских «дочки» играли по ценам между собой, чтобы победила одна …Особый интерес к Тодже проявил недавно и «Норильский никель» - к меди и молибдену; более того, именно у Норникеля сейчас контроль над пакетом акций генерирующих компаний Тувы. Через Тоджу, впрочем через самую западную её часть, будет строиться и так нужная Туве ветка железной дороги Курагино-Кызыл. Сильные фигуры, сильные компании, сильные игроки – есть ли место в этом клубке интересов для столь желанного многим национального парка «Тоджа»? По моему убеждению – есть, и именно сейчас эти планы надо развивать, потому что завтра будет просто поздно.

Люди в Тодже теперь и сами небезучастны. В сентябре более тысячи жителей Тоджи обратились с письмом к главе Правительства Тувы с просьбой сохранить уникальную природу этой земли. На общественных слушаниях в очередной раз люди попросили помощи – не себе, а именно своей природе, - и такой помощью мог бы стать именно грамотно организованный национальный парк.

Чем так уникальна Тоджа? Действительно ли это жемчужина Тувы и всего юга Сибири? В чём эта уникальность? Вот  и я сама себе сейчас стараюсь ответить на этот вопрос, потому что только зная свой ответ могу кого-то в чём-то убеждать.



Copyright © 2005-2007 "АЛТАЙ OFF ROAD"
Фото: http://www.altai-offroad.ru/images/gallery/todga2006/big/001.jpg.html

Тоджа это редчайшая по красоте природа. Вся Тоджинская котловина протягивается между Восточным Саяном и хребтом Академика Обручева на расстояние в 150 км.  Рельеф среднегорный, на западе холмисто-равнинный, высоты от 800 м (на западе) до 1800 м (на востоке). Тоджа – озерный край (крупнейшие озера - Тоджа, Маны-Холь, Кадыш-Холь) с густой речной сетью (крупнейшие реки Бий-Хем, Хамсара, Улуг-Оо, Сыстыг-Хем, Кижи-Хем и др.). Здесь преобладают таежные леса из лиственницы, кедра, ели, сосны; местами - степи.



Фото: http://www.altai-offroad.ru/images/gallery/34/small/00.jpg


Фото: http://www.outdoors.ru/foto/album/2081.JPG



Фото: http://pisum.bionet.nsc.ru/kosterin/landscap/tuva/toorakhem.jpg

Тоджа это уникальные люди. Тоджинцы. Оленеводы. Традиционное занятие тувинцев-тоджинцев - оленеводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов. Часть населения ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Оленье мясо — основной источник питания и единственная ликвидная продукция для обмена на товары народного потребления. В Тоджинском районе насчитывается 36 оленеводческих семей, 461 промысловиков-охотников. Тувинцы-тоджинцы сохраняют почти все основные элементы традиционной культуры — язык, обычаи, обряды, нормы поведения, традиционные праздники, спортивные соревнования и т. п. Широко бытуют устное поэтическое творчество различных жанров, традиционная музыкальная культура (горловое пение). Есть свои композиторы, художники, резчики по камню и дереву. Сохраняются шаманизм, промысловые культы.



Фото 2005 года: http://www.nsu.ru/ip/block.php?action=nitem&sid=1&iid=482


Фото 1952 года: http://www.tuvamuseum.ru/images/photo182.jpg

Тоджа - это трудная экономика. В Тодже пять основных населённых пунктов и, очевидно, всего шесть школ. Конечно же, дети кочевых оленеводов живут и учатся по интернатной системе, удаленно от родителей. Всего же в Тоджинском кожууне (районе) по данным 2007 года проживают чуть больше 6000 жителей. Традиционно, многие годы уже, выживает район в основном за счёт северных программ и дотаций, да еще отчислений от золотодобычи. О проблемах – удаленности, отсутствии доходных производств, дотационной зависимости – тоже говорится многие годы.

Увы. А национальный парк многие из тех проблем смог бы решить. 

На юге Тоджинской котловины расположен заповедник «Азас» - но задачи заповедника совсем иные, в сравнении в национальным парком. Заповедник в первую очередь призван сохранять и изучать, а национальный парк – беречь, грамотно показывать, развивать туризм, и развивать местную экономику.



Фото из заповедника "Азас": http://pisum.bionet.nsc.ru/kosterin/landscap/tuva/lakewhite.jpg



Еще фото из заповедника "Азас": http://www.poravgosti.ru/second/espanol/t30.jpg

В Тоджу и сейчас часто заносит не очень обычных людей.
Каждый из них мог бы стать сторонником и помощником национального парка!

Про Брайана и его статьи я уже писала.

Год назад выезжал в Тоджу Алтайский клуб внедорожников, тоже написали ребята удивительный рассказ (раздел по Тодже с 29 сентября по 1 октября, дневник по ссылке).

А помните недавнего призывника-альтернативника с Алтая, выбравшего службу оленеводом? Он ведь тоже попал в Тоджу, предприятие "Одуген" из Республики Тыва оказалось единственным, официально включенным в Перечень организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы (в этот перечень также включена и профессия «оленевод»). Кстати, "Одуген" - банкрот, оленеводы давно забыли, когда получали зарплату, расплачиваются с ними мукой и иными продуктами...Вот бы помочь этому парню-альтернативщику вести и опубликовать потом его дневник службы!

В июле 2005 года Тоджу и оленеводов посетили сотрудники кафедры ЮНЕСКО НГУ - участники проекта Европейской Комиссии.

Летом 2006 года занесло в Тоджу клуб радиолюбителей из Перми (отчет)...

Большую повесть от Тодже опубликовал в Интернете московский писатель Анатолий Сутугин, а село в Тодже - тема одной из пастельных работ московской же известной художницы Марии Эсмонт.

Повторюсь, каждый из этих людей мог бы стать сторонником и помощником национального парка!
И сколько новых таких сторонников национального парка появилось бы, - если бы люди только могли всё это увидеть.

Чем мог бы стать для Тоджи национальный парк?

  • центром притяжения туристов и не только. При планировании железнодорожной ветки очень разумно было бы предусмотреть станцию «Тоджа природная», где разместить информационный центр для туристов, киоски и магазины с местной продукцией, мини-гостиницу, магазины туристического снаряжения, от этой станции спланировать для начала два-три маршрута (на выходные, на неделю, на две недели), заранее договорившись с местными оленеводами о стоянках, развитию которых помочь. Да и кызыльчане посостоятельнее, очевидно, поехали бы в Тоджу природную - хотя бы за тем, чтобы купить местного тоджинского хариуса...
  • источником дополнительного или основного дохода для местного населения. Помимо стоянок, опытные таёжники-тоджинцы могли бы стать проводниками для туристов, помощниками в экстремальных условиях, да и гидами – по природе, культуре, быту.  Не последнюю роль тут может сыграть и государево финансирование на регулярную деятельность национального парка - начиная от 8-9  миллионов рублей в год на содержание и обучение гидов, проводников, просветителей, на обустройство территории и отдельных маршрутов.
  • природным брендом севера Тувы. Вроде и неуютное слово, но в нашей жизни теперь важное – не едут люди смотреть золотые или медные разработки, не едут за впечатлениями на освоенные и убитые бытовым и промышленным мусором места… А Тоджа могла бы стать для севера Тувы примерно тем же, чем для северо-западного Китая стал природный парк «Канас», известный уже по всему миру.
  • объединяющим началом, позволяющим сочетать и интересы всех крупных компаний, и местных людей, и федерального и республиканского правительств. Ведь и Саяно-Шушенский заповедник образовался не просто так, а в качестве государевой компенсации за строительство крупнейшей в Сибири Саяно-Шушенской ГЭС, сильно повлиявшей в своё время на весь природный комплекс юга Сибири… А теперь ГЭС – в числе первых сторонников и помощников заповедника. Также и китайские и наши норникельчане могли бы поддержать создание инфраструктуры парка, железнодорожники – дополнительно рекламировать национальный парк.

Вот такие неформальные мысли про Тоджу.
Сорри что много буков и линков - это я в Москве для продолжения темы в Голландии всё залинкала.
А формальные мысли тоже будут отдельно, но уже не в ЖЖ.

Зацепила Тоджа. Приросла.

 

Tags: Горы * Mountains, Животные * Animals, Историческое * Historic, Коренные народы * Indigenous Peoples, Мысли вслух вообще * Just thinking, Полезное для ООПТ * Useful for PAs, Политика серьёзно * Politics Serious, Призывы к действиям * Calls for Actions, Природа вообще * Nature General, Россия * Russia, Сибирь * Siberia, Тува * Tyva Republic, Хорошее душевное * Good for soul, Экономика ресурсов * Economics of Resour
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments