Lena Lebedeva-Hooft (lenaswan) wrote,
Lena Lebedeva-Hooft
lenaswan

2689. Ода потомственным мастерам деревянного башмака!

Начну с конца – хожу даже на босу ногу в наших мистралях-сирокко в новоприобретенных Echte Eenrumer klompen. Третий час орошаю подсушенный жарким ветром сад-огород-цветочный сад... Совершенно классный легкопереносимый свежеотстукивающий кайф.  Ну а теперь ода башмакам и их производителям. Вот их сайт, но я расскажу по-русски и с неупомянутыми там деталями ;-) История именно этой частной семейной мастерской отсчитывается с 1900 года. То бишь 110+ лет частного башмачничества.



Кломпы, как упомянула вчера

– отличаются фасонами от места к месту. Эенрумерские известны сочетанием – чаще чёрного цвета и всегда более открытые и с ремешком. Я покажу как-нить для сравнения свои прежние, тоже ещё не изношеные.




В Эенруме вчера и сегодня какие-то местные тур-промо дни, потому нам и повезло, с подачи вдруг навестиших друзей, посетить все достопримечательности, включая специально проводимую сегодня рабочую экскурсию по мастерской. Зрителей – человек 25 примерно, включая пару братьев-туристов из Омана. Они заметны.



Начиналось всё на улице – у стволов вполне гигантских ив, которые и есть основное дерево для производства деревянных башмаков.



Ещё вчера заценила памятник кломповому дереву тут на входе, «орошаемый» золотым дождём цветущей глицинии.




С деревьями интереснейше тоже. Основное кломповое дерево – ива, но ещё их делают и из тополя. Ива легче и плотнее, то есть кломпы не набирают влагу. Ивы после спиливания должны подсыхать, по времени спиливания маркируются буквами. В неделю мастерская использует в среднем два таких вот ствола.



Спросила про возраст ив, оживив дискуссию явно (грамматикой верно, но что язык неродной – не замажешь пока). Даже сообща посчитали кольца. В среднем 50 лет. Башмак выпиливается так что «долевая» волокон в дереве - это в длину в башмаке. Грубо – для кломпов 27-го размера нужно 35 см длины полешки. В идеале с порции ствола высотой в 40 см при данном в кадре обхвате – выйдет 8 башмаков. То бишь в пересчёте на весь большой кусок ивы – что-то в районе 30 кломпов. Попиленные чушки перевозили тачками, сейчас – не поняли чем.




Да, что тоже ценно. Рассказчик – главный сейчас хозяин предприятия – он пра-правнук основателя частного дела.



И он был сегодня в обычных чёрных кломпах, а вот мужчина в эксклюзивных кломпах с пимпочками и резьбой, активно помогавший в процессе – это его отец (чёрт возьми, в который раз дивлюсь – породистые бывают тут мужики! Ян считает, что папа – его вполне ровесник. Но Ян и жил тут очень давненько на заре моего детства, как раз тогда папа стал начинающим главой бизнеса). А в магазине – мама и сестра (или жена). Реально семейный бизнес.

Папа (слева) и сын, как понимаю:


Двигаем внутрь. Кстати предупреждены при входе толковым папой: техника и безопасность и т.п. на вашу личную ответственность. Разделяем, это умно. И что тоже умно – мужики у каждого станка уже положили по паре заготовок для демонстрации процесса. Сначала чушки распиливают под конкретный размер. Причём стараются пару кломпов делать из одного зеркально распиленного куска дерева (рисунок как бы отражается).




Пилорама конечно небезопасная, даже учитывая весь опыт.


А вот доставил совершенно – обычный простенький карандашик – но в очень старинном крутом держателе. Кляча, не посмотрела – что он нерезкий. О, да, кто-то вчера хмыкнул что в них "уже не ходят". Исчо как расхаживают!! Если сделано в ногу - поверьте, КАЙФ! Это был один из молодых но заметно потёртых ;-) экскурсантов.


Потом три серии реально хохмы. Деревянный ксерокс разного качества.


В машинке справа стоит сделанный из очень прочного дерева (тут дубовая) или чего-то современного (на полке лежат варианты из пластика) один башмак-модель. Из двух вставленных в деревянный ксерокс чушек, которые будут вращаться в разные стороны и обрабатываться как бы зеркально – получатся за максимум 10 минут работы станка две болванки башмаков.


Вот тут виден уже каблучок.


А вот они готовые.



Потом второй подобный ксерокс, только модель уже стоит в середине. Повторение изгибистости внутренней части башмака. Здесь сделан самый первый срез...










Потом уже выковырено (минут 5) ложе, но ещё дерево в носке, - а потом конструкция ещё и поворачивается и резко-ложки бодренько выхрюмкивают и носовые части. Стружка летит, уверяю, с бронебойной силой, порадовалась что фотографировала не снимая солнце-очки. Отвлекусь - как же радует взгляд человека на свой классный труд...


После первого вырезания внутренностей кломпа требуется более тщательная и более медленная доводка на втором похождем станке. Хо-хо-хо, в норме в мастерской работают 4-5 станков и все работают в наушниках. Это сегодня хозяева проявляли звуко-солидарность. Нам двух станков хватило сполна, детки и Ян и на втором позатыкали уши. Да, громко и шелестно. То бишь летит во все стороны деревянная стружка.


Потом на неснятом мной станочке обрезаются пимпы-держатели (снаружи в пятке и носке каждого выточенного машиной кломпа, заметны на фото выше). И вертикальной пилой выпиливаются отверстия под ремешки.



А потом ещё два микро-процесса, в разной последовательности. (1) срезание вручную лишних кусочков для красивости носка и пятки. Ян хмыкнул – такой же фигнёй режут тут круги сыра... (2) микро-выпиливание под уже сделанной дыркой для ремешка – просто чтобы ремешок удобно и красиво лежал «в пазу».






А теперь вот то, что совсем-совсем не знала. На этой стадии каждая пара кломпов содержит примерно 1 литр (1 кг) лишней воды. И чтобы довести их до кондиции – кломпы, ну прямо как сыр или испанский бекон – сушат. Термо-комната, 10% влажности и 25С тепла. Сохнут три недели.



И после снятой извне сушки – башмаки поступают в наждачную камеру, она тоже отдельная и мы там тоже не были (не показывали) – но смысл понятен, а процесс, полагаю, весьма непрозрачен и грязен... В общем высушеные отшкуренные кломпы выглядят уже вот так как слева. Кстати справа объясняют, в чём кайф верной пропорции кломпа - удобен перекатом при ходьбе. Ага, подтверждаю.




Потом у них должен появиться рисунок – резьба. Орнаментом они отличались – детские от женских от мужских. И детские и женские и сейчас без изысков – а вот мужские нередко делают на заказ и ОЧЧЧень крутыми.




Вся резьба – дело ручное.


Очень классно получились папины руки. Автоматизм резьбы, мастерство многих лет, - тоже заценила.







Ян спросил тоже немного специально про «ноги у всех разные». Мужики показали – как доводят кломпы по ноге. Вручную. Пересспрашивая клиента.






Ну и попутно образовался повод рассказать про ручной работы кломпы очень на эксклюзив. Это долго и это уже творчество. И много много дороже ценой.



Ну а потом мне повезло – что именно папа помогал в выборе таки пролоббированных мной из домашнего бюджета башмаков. У меня весьма левый подъём, да и вообще кость не тонкая (и рука тяжелая, упомяну некстати) – потому семейство решило что мои башмаки надо немного подпилить изнутри с каждлой внешней стороны у пятки. Плюс длину ремешка по подъёму тоже меряют индивидуально – он туговат сначала, но потом верно разнашивается. Подпилили. Оплатили (я и сама была готова – но Ян решил что это обязан быть его подарок). Теперь у меня есть офигительно удобные садово-огородные башмаки.

Ага, я почти предпочла красные. А для девочек есть ещё лиловые (ноги в лиловом не мои!), и жёлтые, и синие.





Но когда я меряла красные – муж как бы в сторону заметил «цвет советских пролетариев»... Не дождётесь, переключилась в чёрное.


Их и купили. При мне их подпилили и подкололи ;-)

Интересно, что скажут про родные чёрные мужские кломпы братьям в Омане?





И мои прежние вполне тоже ходовые башмаки отвезём-ка мы на днях на подвыпиливание. Уж больно жмут подъём. С новыми просто никакого сравнения. Новые просто отпад какие удобные и классные! Вот они ненадёванные-пока-ещё-БЫЛИ:


Виват кломпам и их мастерам!



Линк на сайт вверху поста, помните?

 

Tags: Дом(а) * House & family, Историческое * Historic, Мысли вслух вообще * Just thinking, Нидерланды * The Netherlands, Природа вообще * Nature General, Фото мои * Photos My Own, Хорошее душевное * Good for soul, Экономика ресурсов * Economics of Resour, Это то что я люблю * That's what I love
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments