Lena Lebedeva-Hooft (lenaswan) wrote,
Lena Lebedeva-Hooft
lenaswan

  • Mood:

3392. De Sovjet Mythe. Ассен, Дренте. Неразвенчаный.

Россиянам и другим бывше-советским в Нидерландах советуем скататься в Ассен и посмотреть самим, взбодрить впечатления. Меня аж в итоге на слезу там пробило - под фильм. Не на ностальгическую слезу, никоим образом - наоборот, маму с бабушкой стало жаль - жили в том. Пахали. Верили. Я в общем тоже, грешна, по юности - тоже верила. Но как раз во время лучших перемен - в годах позднего М.С.Горбачёва и раннего Б.Н.Ельцина - так прозрела, что обратно уже иммунитет. Отторжение.

Но ведь невозможно было не пойти, да и Ассен был нам с Яном по дороге. И смотрела полотна - частично вспоминая школьные уроки с любившей историю живописи Верой Ивановной Суриковой (ведь и после уроков ходили к ней - на кружок истории живописи и ставить руку и учиться самим). Тогда это была первая прививка - любви к передвижникам, особенно к Васильеву и Крамскому, и первые познания и соцреализма тоже. А второе, что во многих картинах увы современное - тоже шаг за шагом, да вот же ж, персонаж заменить - а реализм-то ведь он всё тот же социалистический... Ну не полотна сейчас, всё чаще фото и видео-,  - так ведь пафос-то один-в-один.

В общем, конечно, выставка очень нужная и очень достойна поста. Снимала не всё, каталог решила не покупать (и так немеряно каталожных книг - стоят на полках, раз в три-пять лет может листаемые...). Картинки с подписями - а мне их проще сфотографировать было для запоминания - есть, но тут будут ссылками (язык-то голлансдкий, ни к чему в посте на русском), ну и постараюсь гуглом добавить русские подписи к истории картин.


Ю.П.Кугач, В.К. Нечитайло, В.Г.Цыплаков. "Великому Сталину слава". 1950 г. Читала эту подпись... И аж поёжилась. Замените несколько персонажей. На современных. Как всё страшно похоже, не находите? Тут ещё заметили - что Вавилов и Лысенко рядом там стоят... Вскоре всё переменится.


Очень заметно, - а выставки мы в музее Дренте посещаем регулярно, - на этой почти не было молодёжи. Моложе сорока внешне - кажется и вообще не было. Пересспросила Яна для подтверждения впечатлений - да, так и есть, но ведь тоже понятно - "советский миф" был темой тех времён, а нынешней молодёжи в стране это как-то неинтересно. Потому что и не знакомо тоже. И вообще это давнее и прошлое (хех, если бы - увы!).


А.И. Лактионов. Письмо с фронта. Одна из авторских версий картины - написана самим художником в 1962-м году с оригинала 1947-го года. Картина из Третьяковки. Подпись к картине на голлансдком.


А.М. Герасимов. Гимн октябрю. О, вот и слово "гимн" в адекватном варианте по-голлансдки теперь узнала. Тут пометка интересная - в Русском музее картина - с 1947-го года, через Минкульт СССР. Лица многие узнаваемы, интересно порассматривать. И да, немыслимо - 1942-й год. Отмечают 25-летие октябрьской революции. Семьдесят лет назад.
И ведь живые с картины / сюжета, наверное, тоже есть ещё... Как минимум та что на сцену оперлась.


А.П.Бубнов. Портрет И.В.Сталина. Интересно, что было раньше - Сталинская премия или портрет? А, да, премия - годом раньше. За "Утро на Куликовом поле". Культ личности упомянут тут тоже (голл.) - как часть соцреализма. Опять повод грустно вздохнуть. Соцреализм на марше, факт. Личности тасуются историей, а культ, видимо, в крови, как зараза.


П.Н.Филонов. Ударницы фабрики "Красная заря". 1931-1932 гг. (как другой русский вариант - рабочие рекордсмены на фабрике "Красная Заря"). Один из двух известных официальных заказов. На голландском рассказано - что ударниц долго не принимала власть, особенно им старуха в очках справа не нравилась. В Русском музее была не раз, даже один или два раза вместе с Яном - а вот картину совсем-совсем не помню.


Как, впрочем, и изобильного А.А.Дейнеку из Русского музея - не помню. Только репродукции со школьных уроков.

А.А.Дейнека. Текстильщицы. 1927 г.
Подпись на голландском. О, за эту картину художнику заплатил Совнарком. Босые, почему-то...


Эххх, тёмная я, тёмная. Портреты кисти К.С.Малевича не знала.
Портрет рабочего (краснознаменец Жарновский).


К.С.Малевич. Работница. 1933-й.


.Опять же миновало меня и творчество А.Н.Самохвалова. Тут вот "Девушка в футболке", оказывается известная и многими признанная... В подписи на голландском - что в 1937-м году на выставке в Париже её признали советской Моной Лизой. Тогда же опять подумала - а в это же время сотни и тысячи других учительниц и просто молодых женщин ждала совсем другая, лагерная, не-футболочная вовсе жизнь... Мне именно этого контраста - соцреализма и другой реальности - на всей выставке не хватило. Но как верно решил Ян - тогда может быть и полотен из Русского музея и Третьяковки в таком формате на выставке бы вообще не было.


И как уже говорила - много картин А.А.Дейнеки.

Раздолье. 1944 г. Эту картину художник, как пишут, начал ещё до войны - и вот в 1944-м завершил. Хм, в голландском варианте названо Vrijheid - но это ИМХО скорее в строгом смысле "свобода", а про "раздолье" - я б скорее сказала "ruimte". Годы войны. Волюшка вольная раздольная... Мда.


О, вот ещё героическая соцреалистичная женщина. А.Н.Самохвалов. Метростроевка с отбойным молотком. 1937-й год.
Кстати, ткацкий цех и у паровоза - тоже есть на выставке, меня недовпечатлили чтобы сфотографировать . В голлансдкой подписи - про то что это была как бы новая советская богиня, у которой в крепком здоровом теле - здоровый дух.


Эту картину (А.А.Пластов. Колхозный праздник. 1937-й г.) и уже хорошо помню, но и рассматривать можно долго. И не раз. Часами. Много разных выражений лиц. Опять же 1937-й год. Жить стало лучше, жить стало веселее. С годом что-то не так, онлайн везде 1938-й. Но в подписи голландской важна и история - что это полотно - оно как бы в подтверждение слов Сталина в 1935-м - что в результате коллективизации и раскулачивания в стране решена проблема голода. Да-да. Ну да. Но какое богатство выражений лиц! Если что - все фото картин мега-кликабельны, можно в деталях порассматривать.


Тут тоже не очень понятно с подписью. На сайте А.А.Дейнеки - работа датирована 1944-м и называется "Едут на войну". А в подписи голлансдкой - и год 1948-й, и работа названа иначе. Но вроде как со ссылкой на подпись автора на картине.


Вот очень помню - что К.Ф.Юона наша учительница Вера Ивановна очень особенно ценила. И как-то тоже не знала - что соцреализм и его не миновал. Название какое ёмкое, однако. "Комсомолки. Подмосковный молодняк". Мне всё-таки в этом "молодняк" слышится что-то снисходительное, даже скотское. Клава-Саша-Клава-Катя-и-Маруся. Кстати! Нефиг, промолчу.


Тут уж было прошла мимо - но нет, ради истории запечатлела. А.П.Левитин и Ю.Н.Тулин. Свежий номер цеховой газеты. 1952-й год. Да-да, вот ради этого: "Острый жизненный момент изображен в картине А. П. Левитина и Ю. Н. Тулина «Свежий номер цеховой газеты» (1952). Разнообразные характеристики действующих лиц передают их различное отношение к происходящему. Несмотря на некоторую инсценированность действия, на излишний нажим в «игре» персонажей, картина по-своему, нешаблонно рассказывает о людях труда, поднимает моральные проблемы производственного коллектива."... Признавайтесь, кто ещё в детстве (как я) писал сочинения по подобным картинам? Про неё даже на голландском ничего кроме названия на выставке - а какое богатство лиц опять же! Юноша в красной майке - конечно герой дня, "пропесочили" его, и не иначе как та блондинка-комсомолка с косичками. Партейцы усатые подхихикивают, молодые резвятся, совсем аксакалы с чертежами за реакцией смотрят... Что-то вот жалко парня, фигово так, соцреалистично - когда все в тебя пальцем тычут...


Полотен много больше, и выставка аж ещё целые полгода будет тут - подробно, но на голландском. Ну да гуглом можно хоть весь сайт прочитать-перевести.

И бронза конечно впечатляет. Эскиз знаменитых рабочего с колхозницей. Авторский.


М.Г.Манизер и группа скульпторов-помощников. Молодёжь мира. Эскиз-фрагмент для композиции "Борьба за мир". 1950-й г.
Бронза. Совсем не догоняю - где стоит сей монумент. Но был, факт..


И вернулась к ещё двум запомнившимся. Тут конечно просто мгновенно узнаваемый А.А.Дейнека. Руль на велике подкачал... И вообще колхозницу 1935-го я б только в параллели с парижанкой 1935-го показывала ;-))


Ну и конечно же А.А.Мыльников. На мирных полях. 1950-й год. Госпремия СССР в 1951-м.


Как написала в заголовке - выставка - это часть событий года России в Нидерландах (2013-й год, ну почему тут ёлкин-шкет Голландия-то по-русски???). Вот тут про год - и опять Голландия. Попробую, если ещё не поздно, поправить голландских как раз горожан... Ибо ведь и Дренте - тоже НЕ Голландия!


Это музейный квартал в столице провинции Дренте - г.Ассен.


И конечно приятно поделиться и ещё обретением. Книг русских авторов на голлансдком языке много, в первую очередь про историю и искусство. Но Orlando Figes у нас уже есть на английском, а книги по искусству мы стараемся не приобретать. Отказала себе и в приобретении сборника Анны Ахматовой на голлансдком - всё-таки читать важно поэтический оригинал. А вот от того чтоб не добавить к любимому Мастеру и Маргарите уже на английском и на русском в разных вариантах читаемых и перечитываемых (вот этот английский вариант ИМХО прекрасен передачей тонких моментов) - не сдержалась. Хотя читать ещё не начала - как-то неосторожно даже расслабилась в выходные с коньяком, и серьёзное вообще не читала.

Ну и вдруг выяснилось, что очень начитанный (думаю поболе меня) Ян Яап - ах, оказывается вообще не знает ни "Двенадцать стульев", ни "Золотого телёнка". Второго даже по-английски сама не читала - ну а 21 стульев на голландском немедленно купила мужу - читать и понимать опять наше прошлое.


Прям даже обидно что пост не проплачен (как и всё в моём ЖЖ) - ибо билет входной 12 евро с носа и две книги - ещё почти сорок. И опять же коньяк - купленный из-за растройства душевного... Но выставка классная, россиянам в Нидерландах очень советую посетить. Да, есть же ещё и видео!



Не очень поняла, формат новый приняла тут, - и не вижу, встало ли видео. Вот  ссылка на него.

Не-россиянам и мнение мужа передам, - два года в России жившего и ещё пять лет по России поездившего, а исходно - сына профессора искусств и вообще по жизни из семьи художников... - выставка очень и очень достойная. Как и отобранные полотна. Цитирую: "het vakmanschaap van schilders heel hoog (echt top schilders), en anders... niet anders dat de grote doeken gemaakt voor de Tsar... het kleine werk is echt interessant... Het is zoals het boek "A Little Corner of Freedom`... Net zoals de ecologen moesten de kunstenaars overleven in die omstandigheden..."- эххх, ну вот и опять - да, художники тоже должны были выживать.

И любимый муж ещё удивляется почему я вчера глушила коньяк.
Tags: My own history * Лично-мемуарное, Дом(а) * House & family, Историческое * Historic, Крэш менталитетов * Paradigma Shift, Мысли вслух вообще * Just thinking, Нидерланды * The Netherlands, Политика серьёзно * Politics Serious, Россия * Russia, Фото мои * Photos My Own, Фото мои * Photos my own
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments