Lena Lebedeva-Hooft (lenaswan) wrote,
Lena Lebedeva-Hooft
lenaswan

Остров Флиланд и рядом, и по дорогам туда и обратно

Кладу вводное фото, и предупреждаю сразу - под катом очень много букв (4 страницы, 13 тыщ знаков) и 25 фото.
Реальная хроника.



Утро – начало ремонта – кофе – последние одобрямсы... Старт! Паром на Флиланд отходит от пристани Харлинген в 14:15, а выехали мы из Гронингена (он в 100 км восточнее) в 10:00 как раз с началом ремонтной суеты дома – для того чтобы долгой кривой дорогой через юго-запад Фрисландии, пробуя найти нередких здесь в это время короткоклювых гуменников (Pink-footed Geese, Anser brachyrhynchos), неторопливо дорулить до портового городка и собственно до парома (нужных гусей кстати в тот день не нашли, нашли только в воскресенье и в другом месте).

Фрисландия, как и Гронинген – одна из 12-и провинций Королевства Нидерланды, и собственно это две самые северные провинции, Фрисландия расположена западнее. С островами Фризскими кстати интересно.  Самый большой и самый западный Тексел относится к провинции Северная Голландия (Noord Holland), все остальные самые классные очень ухоженно-этническо-природно-туристические – они все во Фрисландии (с запада на восток от Тексела – Флиланд, Терсшхелинг, Амеланд, Схирмонникоох, о, да, еще в море маленький заповедный плоский островок Хринд = Griend), а к провинции Гронинген относятся только два заповедных самых восточных островка – Роттумероох и Роттумерплаат.

Фрисландия – это множество озер и польдеров, выпасные луга для интенсивного молочного животноводства, это также как Гронинген – основное место концентрации зимующих гусей (белощекая казарка, белолобый гусь, но также серые и гуменники) и куликов (чибисы, золотистые ржанки, большие кроншнепы, кулики-сороки). Еще знаково, что во Фрисландии говорят на другом языке. На фризском. Это оказывается  одна из «дыр» посольско-мидовского культурного теста – в Нидердандах таки два официальных языка! Он по звучанию больше похож конечно на собственно голландский, его можно понять – но даже, например, Ян не может на нём говорить. Видимо это как русский и украинский. Кстати сейчас, когда пишу это вступление – на фризском идёт какая-то детская передача, даже я понимаю местами про лисенка и добрые дела :-))

Из приятного по дороге к Харлингену. Мельница на побережье под названием «'t Zwantje» - это вроде как юный лебедь (у лебедей ведь не лебедята, а утята таки по-русски). Стоит посерёдь поля-польдера, вход-въезд на который запрещён ибо это место кормежки зимующих гусей. Уважаем!


Сфотили и проехали дальше. Харлинген, где к сожалению был основной размеренно-мелкий всепромокающий дождь, - типичный маленький морской порт. Больше даже торговый, чем рыболовный. Поэтому с 17-го – 18-го веков сохранились, конечно сейчас перестроенные внутри, дома-склады с теми же названиями – Британия, Россия, Польша (по голландски конечно).

 

Оставляем за 6-20 евро в день машину на платной охраняемой парковке, и за 21 евро за человека туда-обратно садимся на очередной немаленький паром. У паромов оказывается как у кораблей – имена мужские и женские, а не средний род. Наша парома – мисс Флиланд, одноименная по острову. Тут конечно тоже отмечаю детали – офигенно чисто, сейчас по сезону-погоде мало народу, но сервисы те же, кафешка и мини-ресторан, газеты и т.п., конечно же бортовые экраны-компьютеры с роликами о природе островов, о паромах и их истории, о погоде и приливах, ну и карта перемещения парома вживую, как на табло хорошего самолета.

 

Через 1 час 40 минут прибыли на Флиланд (Vlieland). Гостиница Zeezicht прямо тут же в 100 метрах от парома. Велики по дождю брать не стали, но и вечереет уже (темно в 17:00 сейчас), так что просто пошли гулять по центральной улице с оркестром с фотоаппаратом. Как и на любимом Шхире (Schiermonnikoog) и на понравившемся милом Амеланде, и в на других островных поселках – здесь культ декоративных фасадов, нестандартных индивидуальных мелочей, культ красивых окон, да и просто много забавных очень полезных или совсем бесполезных но красивых штук и штучек. Устал палец.




Вечер провели за ужином в ресторанчике De Wadden (собственно краткое «Вадден» эквивалентно морю Ваддензее. Ян нашел параллель в русском - «вы же говорите Соловки, а не Соловецкие острова...). Конечно кушали мидии, прямо как будто для chlamys на будущее рецепты изготовления бульона для быстрой варки мидий – у Яна был итальянский с луком-пореем и специями и сыром (растворенным в бульоне естественно до вброса мидий), а у меня – с коньяком и шампиньонами. У нежнейших мидий появляется дополнительный редкий вкус. В общем некрикливое гурманство, ибо порция мидий элитного размера – это 18 евро, то бишь примерно 600 рублей.


Что-то уж если повело на финансы, то можно немного и об этом. Билет на паром (1 час 40 минут пути) стоит 21 евро с носа, в цену билета если едешь на один день сразу входит первый туристический налог – 1,1 евро в день, потом такой же за второй день с нас взяли в отеле, и он отдельно светится в счете. Этот налог – 1,1 евро в день, - берут с каждого посетителя острова (и о нем отдельно чуть позже). Ну и остальные расходы для перспективы – гостиница 3 звезды 110 евро на двоих с завтраком, поездка на автобусе по острову – 2.60 с человека (8 км до польдеров и обратно), аренда велика – от 5 евро в день. Плюс естественно турист тратит денежку на еду (от 5 евро ланч, если ограничиться супом, и от 12-15 евро ужин если не пить алкоголь). Ах да, еще на материке – парковка машины 6,20 в день на охраняемой стоянке при пристани (но и идиотов оставлять машину в ином месте тут как-то нет). Так что 1,10 евро туристического налога в целом немного в сравнении с другими расходами, это всего лишь эквивалентно чашке чая или 20 граммам местного 30-градусного ликера.

Тогда сразу уместно объяснить и про остров с его экономикой немного, и про турналог. Отмечу, что это не с потолка, а из специальной страницы ежеквартальной местной островной газеты, которую можно взять в гостинице или в местном туристическом офисе, стандартном голландском VVV (vereniging voor vreemdelingen verkeer = ассоциация содействия туризму). За содержание VVV платит никак не страна, но местные бизнесы и местные производители товаров и услуг, которым эту систему VVV держать выгодно. Она их рекламирует, отсылает к ним туристов, рассказывает посетителям каждого из мест (а VVV есть реально в каждом городе и часто и в знаковых деревнях даже). В общем информация из газеты от VVV – www.vlieland.net. На Флиланде газета издается тиражом 30 тысяч, в ней 20 в основном рекламных страниц А3, н-ное число местных статей, рассказ о событиях сезона, таблица приливов и отливов на квартал для основных точек побережья, адреса, карты, рассказы об 1-2 исторических местах подробно, и обо всех – кратко и целеуказательно :-)



Это здание приюта, который был при церкви - ибо с 12 лет мужчи ны ходили в море, и конечно сирот было немало, и вдов тоже...

Добавлю еще пару картинок.


Это естественная защита отъехавших хозяев - на случай шторма, высокого прилива, наводнения...

Но есть и более надежные системы, вроде ставен или шлюзов.


Кстати и о флагах - у каждого острова свой, и у Флиланда бело-зелёный; но в пятницу висел государев плюс с оранжевым королевского цвета вымпелом сверху - у  старшей принцессе, дочери наследника престола принца Оранского Виллема-Александра, исполнилось 4 года, в стране праздник.


Это, кстати, Ян у здания мэрии / поселкового совета острова.

Итак, что такое муниципальное сообщество острова Флиланд (gemeente Vlieland)... Общая площадь острова в полную воду 4,1 тысячи га, муниципалитету принадлежит также 27,5 тысяч га акватории. На острове примерно 1,2 тысячи га занимают дюны (самая высокая – 40 метров), 280 га – лес, саженый (зрительно преобладают неродные этой местности сосны, лес 100-летний), 200 га – Кроон-польдеры... Собственно на населенный пункт приходится 40 гектаров. На острове 23 км дорог с покрытием, и примерно столько же велосипедных дорожек и прогулочных тропинок.

На 1 января 2007 года на острове постоянно живут 1137 человек, большинство из них естественно заняты в туристической отрасли, некоторые работают на государевы Агентство водного хозяйства Министерства транспорта, Государственную лесную службу (она отвечает за все государственные особо охраняемые природные территории в стране) и др. На острове есть – три кемпинга, полиция,  начальная школа и техникум (иное образование можно получить только на материке), два музея, библиотека, почта, две церкви, местное кладбище, поле мини-гольфа, банк, прачечная, спортзал, бассейн. Насчитали не менее трёх мест аренды велисопедов, по крайней мере шесть гостиниц (из них одна реально монстр Tulip Inn), порядка двадцати ресторанов и кафе. Плюс аренды лошадей, покатушки на пляжном автобусе, гавань, откуда организуют спортивное рыболовство, водное такси – если сильно надо вне графика парома. Да, конечно, врач (вроде терапевта тут), стоматолог, ветеринары, куча всего оздоровительного – массажи, психотерапевты. Штук 10 магазинов (из них минимум два супермаркета и три сувенирных). И конечно же еще люди зарабатывают сдачей домиков в аренду – хозяева могут жить в одном, и сдавать (неделя стоит примерно 500 евро за семью плюс оплата света-газа-воды по счетчику). В общем достаточно перечислила чтобы понять, что это всё чрезмерное изобилие реально живёт за счёт туризма. И реально 95% всего – частный бизнес, к которому государство не имеет отношения иного кроме как законы-налоги. То бишь не субсидируемый госбюджетом реальный настоящий бизнес. Учитывая, что возможностей для кемпинга тут больше, но расстояние от материка вдвое дальше - мы предположили что поток туристический тут сравним с островом Шхирмонникоох, то есть от 350 тысяч туристо-дней в год.

О, тут уместно фото домиков, которые не имеют адресов улицы и номеров, но каждый имеет имя, и для ориентации на автобусной остановке висит карта расположения домов.



Приятно было среди таких домиков найти один, под названием "песочник". Да и в целом немало птичьих имён у домов.


Да, на остров нельзя приехать на машине, этот вредный транспорт – только для местных жителей и служб вроде полиции, и то видимо не для всех, ибо машин мало, да и не всем нужны. Посетитель может приехать на машине только по двум причинам – инвалид или нужно для выполнения работы на острове. В любом случае – на паром машину пустят только при наличии специального разрешения. Основное транспортное средство здесь – велосипед. Впрочем, есть автобус, работающий по совершенно железному поминутному расписанию, и есть конечно же такси, и не одно.

Собираемый туристический налог – 1.10 евро в день с человека – идёт на поддержание велосипедных дорожек, на уборку улиц в городе, на вывоз мусора на материк (Да! Весь мусор с острова вывозится!). Да, с вас возьмут туристический налог и в том случае, если вы пришли на остров на своей яхте и пришвартовались в гавани. Обсуждали местные налоги, на каком острове какой, и как их вообще тут узаконивают. Так вот местный налог может де-юре устанавливать сам муниципалитет, объясняя необходимость и сумму, и естественно прозрачно отчитываясь по расходам. В местной газете это, кстати, в подробностях отчитано. По всему что мы помним – налог на всех островах примерно одинаков – от 1.1 до 1.5 евро.

Добавлю бытового. Мусор от жителей забирают по четвергам. В 7 утра упакованный мусор должен стоять у дома снаружи, его с улиц централизованно заберут и вывезут на материк. Еще есть одна деталь, она шокирует на улице – собачьи красные пакетики. Реально работает. Выглядит вот так.


Главный результат – на Флиланде, как и на других островах (в отличие кстати от Гронингена) не надо хронически смотреть под ноги в опасении вступить... И везде вообще – отмечаю что мусора нет. НЕ БРОСАЮТ. ИСКОРЕНИЛИ ЗЛО ВОСПИТАНИЕМ МОЛОДЕЖИ – в течение лет так 30-50-и...

Ладно с ним, с бытовым. Утром сначала пошли смотреть на Северное море через дюны. Ветер, баллов 7 по Бофорту, горизонтально несёт песок (закрывала собой камеру), надувает интересные структуры из ракушек... В волнах летят гаги. Чайки ходят по песку... Одна песчанка на берегу очень трогательно укрывалась от ветра за какой-то ржавой влепленной в песок консервной банкой.... Однако корабь, и не один в море – у них очередной рыбный день, рабочий, пятница...

 

В 13.00 часов пятницы сели в автобас, который проехав через дюны и безлюдные остановки – почти как экскурсия получилась - привёз нас, единственных энтузиастов в этот холодный и ветреный день, на запад центральной части острова к местечку под названием «Почта» и Кроон-польдеры. Почта действительно и была таковой – здесь собирали письма от моряков, для того чтобы потом переправить их на остров Тексел (конной каретой почтовой), а оттуда – на материк. Сейчас почты видимо уже нет, всё трансформировалось в ресторан, вполне даже posh для островного стандарта. И рядом еще пара домиков, хотя неясно, насколько постоянно занятых в течение года (или как многие домики – только летом, вроде наших дач).


Кроон-польдеры называются так не из-за короны, но из-за человека по фамилии Кроон, который мечтал эти земли осущить и пустить, как на других островах, под сельское хозяйство. Но из этой затеи ничего не вышло, море и соль и вода победили, а теперь вообще тут заповедник для птиц, куда ограничен проход сезонно и вообще даже в течение всего года не везде можно ходить. Количество птиц – даже притом, что это в отлив, а не в полную воду – реально напоминает слово «суп». На литорали всё усеяно черными казарками, пеганками, шилоклювками, тут же свиязи, шилохвости, кряквы, большие кроншнепы, кулики-сороки, мелкие песочники вроде чернозобиков (далеко даже для трубы). И так – километры литорали. Несмотря на ветер, который сильно напрягал при ходьбе и мешал пользовать телескоп – провели здесь два часа и провели бы ещё больше, если бы не автобус.




А в другом месте, у самого поселка – черные казарки аж на лужайке у парковки и домов. И одна из взрослых птиц – с цветными кольцами, видимо даже таймырская (пришлёт «хозяин всех черных казарок мира» Барт Эббинге информацию – допишу откуда). А еще у поселка, на лужайке у дюн – кулики-сороки, кушают червяков... Чем-то даже напомнили пасущихся овечек...



Напоследок прошлись опять по главной улице, не купили за отсутствием коллекционную настенную тарелку для мамы... выпили прощальную рюмку – и на паром!


На сегодня на большее меня не хватило. Тем более что приезжали на день старые друзья (Йока с мужем Эдвардом), и мы катались смотреть гусей в Lauwersmeer, и еще со вчера помимо закупок на два дня и уборки дома надо было сварить русский грибной суп и сготовить опять же домашние тефтели. Не до ЖЖ. Зреет и другой пост, связанный с островами, но обо всём рабочем природно-парковом и визит-центровом и местно-музейном – это, как допишу, будет в сообществе 0n_ecolife.

 

Tags: Дом(а) * House & family, Моря и вода вообще * Seas and water, Нидерланды * The Netherlands, Поездки * Travel, Природа вообще * Nature General, Фото мои * Photos My Own, Хорошее душевное * Good for soul
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments